
Нарушение речи: виды, нарушение у детей
Содержание:
Речь – одна из важнейших форм коммуникации и показатель развития психической функции человека. В процессе ее формирования активизируются познавательные способности – память, воображение, анализ, синтез, дедукция, индукция. Различные виды дефектов речевой функции являются симптомом психических и соматических патологий.
Причины нарушение речевой функции
Негативное влияние на лингвистические способности оказывают внутренние и внешние факторы и их сочетания. Причины нарушения речи:
Тяжелые нарушения речи изучают специалисты разных отраслей медицины – невропатологи, психиатры, логопеды, психологи, нейрофизиологи.
Виды нарушения речи и диагностика
Логопедия подразделяет дефекты на 2 класса – фонационные и структурно-семантические. При фонационном человек может заикаться, неправильно произносить звуки, «проглатывать» их или заменять. При структурно-семантическом страдает понимание, восприятие, построение фразы, логика словообразования.
Классификация зависит от задач, которые ставит перед собой та или иная отрасль науки, медицины. Самая известная включает следующие виды нарушения речи:
Нарушения речи у детей могут произойти вследствие различных заболеваний, травм периферических органов и ЦНС. Некоторые аномалии могут быть исправлены или компенсированы, другие не поддаются лечению. Кроме нарушения устной речи, отмечаются и другие – дислексия (расстройство обучаемости письму и чтению), дискалькулия (непонимание математического языка, логики процесса).
На этапе разработки стратегии лечения необходимо применять адекватные методы диагностики для понимания причин и механизмов развития патологии. Основной диагностический метод – проведение различных тестов, выявляющих специфику дисфункции, развития мыслительных процессов.
Специалисты проводят опрос людей, контактирующих с ребенком – родителей, учителей, воспитателей. При подозрении на органические патологии назначают инструментальные исследования – МРТ мозга, аудиограмму, электромиографию и др. После комплексной диагностики совместными усилиями логопед-дефектолог и невропатолог устанавливают диагноз и разрабатывают план коррекции.
Нарушение речи у детей
Регулярные обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста позволили отметить неуклонный рост количества малышей с различными дефектами речевого развития. Большинство страдает искажением произношения отдельных звуков, что приводит к сложностям в овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету.
Для проведения коррекции в дошкольных учреждениях созданы специальные группы для детей с фонетико-фонематическим расстройством, общим недоразвитием речевой функции, заиканием. При психоневрологических диспансерах, больницах созданы логопедические кабинеты, где специалисты оказывают помощь малышам.
Для школьников с алалией, дизартрией, афазией, ринофонией есть специальные школы. Эффективность лечения зависит от слаженной совместной работы логопеда, невропатолога, психолога.