Нарушение речи: виды, нарушение у детей фото 1, Aptekar.ua

Нарушение речи: виды, нарушение у детей

Содержание:

1. Причины нарушение речевой функции.
2. Виды нарушения речи и диагностика.
3. Нарушение речи у детей.

Речь – одна из важнейших форм коммуникации и показатель развития психической функции человека. В процессе ее формирования активизируются познавательные способности – память, воображение, анализ, синтез, дедукция, индукция. Различные виды дефектов речевой функции являются симптомом психических и соматических патологий.

Причины нарушение речевой функции

Негативное влияние на лингвистические способности оказывают внутренние и внешние факторы и их сочетания. Причины нарушения речи:

1. Генетические аномалии, травмы и соматические заболевания, приводящие к кровоизлияниям, недоразвитию, опухолям зон головного мозга, отвечающих за речевую функцию, иннервацию губ, языка, голосовых связок.
2. Врожденные дефекты – несращение губы, верхней челюсти, твердого/мягкого неба, короткая или толстая уздечка языка, аномалия развития челюстей, расположения зубов, неправильный прикус.
3. Приобретенные патологии – переломы лицевых, челюстных костей, ожоги, обморожения, вызвавшие образование келоидных рубцов, атрофию мышц.
4. Психические заболевания, болезни эндокринной и нервной системы (параличи, инсульты, менингоэнцефалиты), черепно-мозговые травмы.

Тяжелые нарушения речи изучают специалисты разных отраслей медицины – невропатологи, психиатры, логопеды, психологи, нейрофизиологи.

Виды нарушения речи и диагностика

Логопедия подразделяет дефекты на 2 класса – фонационные и структурно-семантические. При фонационном человек может заикаться, неправильно произносить звуки, «проглатывать» их или заменять. При структурно-семантическом страдает понимание, восприятие, построение фразы, логика словообразования.

Классификация зависит от задач, которые ставит перед собой та или иная отрасль науки, медицины. Самая известная включает следующие виды нарушения речи:

1. Дисфония – расстройство звучания (фонации) или его отсутствие, обусловленное патологией голосового аппарата. При этом человек не может произнести ни одного звука или говорит очень тихо, слишком высоким/низким голосом, с непривычным звучанием.
2. Брадифразия/брадилалия – анормальное снижение темпа, при этом больной растягивает слова, фразы звучат замедленно, монотонно, вяло.
3. Тахифразия/тахилалия – ускорение темпа подачи.
4. Заикание – повреждение темпо-ритмической организации, обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата, возникшего в ходе развития функции.
5. Дислалия – человек неправильно произносит звуки, притом, что у него нормально работают органы слуха, и артикуляционный аппарат имеет хорошую иннервацию.
6. Ринолалия – расстройство тембра и произношения, вызванные грубыми органическими патологиями развития органов – расщеплением неба. При этом предложение звучит невнятно, монотонно.
7. Ринофония – вариант расстройства тембра звучания.
8. Дизартрия – вызвана патологией иннервации артикуляционного аппарата, обусловленной повреждением ЦНС. Дефекты отмечаются на всех этапах оформления высказывания.
9. Алалия – повреждена не только внутренняя структура фонемы, но и затруднено понимание, восприятие, возможность управления органами артикуляции, отсутствует/снижена мотивация.
10. Афазия – утрата функции после формирования навыков, обусловленная локальными поражениями мозга в травмы, нейроинфекции или новообразований. Различают взрослую и детскую (в возрасте ˃3 лет) афазию.

Нарушения речи у детей могут произойти вследствие различных заболеваний, травм периферических органов и ЦНС. Некоторые аномалии могут быть исправлены или компенсированы, другие не поддаются лечению. Кроме нарушения устной речи, отмечаются и другие – дислексия (расстройство обучаемости письму и чтению), дискалькулия (непонимание математического языка, логики процесса).

На этапе разработки стратегии лечения необходимо применять адекватные методы диагностики для понимания причин и механизмов развития патологии. Основной диагностический метод – проведение различных тестов, выявляющих специфику дисфункции, развития мыслительных процессов.

Специалисты проводят опрос людей, контактирующих с ребенком – родителей, учителей, воспитателей. При подозрении на органические патологии назначают инструментальные исследования – МРТ мозга, аудиограмму, электромиографию и др. После комплексной диагностики совместными усилиями логопед-дефектолог и невропатолог устанавливают диагноз и разрабатывают план коррекции.

Нарушение речи у детей

Регулярные обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста позволили отметить неуклонный рост количества малышей с различными дефектами речевого развития. Большинство страдает искажением произношения отдельных звуков, что приводит к сложностям в овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету.

Для проведения коррекции в дошкольных учреждениях созданы специальные группы для детей с фонетико-фонематическим расстройством, общим недоразвитием речевой функции, заиканием. При психоневрологических диспансерах, больницах созданы логопедические кабинеты, где специалисты оказывают помощь малышам.

Для школьников с алалией, дизартрией, афазией, ринофонией есть специальные школы. Эффективность лечения зависит от слаженной совместной работы логопеда, невропатолога, психолога.

Другие новости

Все новости